Старко О.В., легат Ліги політологів-міжнародників "ДИПКОРПУС" Во внешнеполитической доктрине Италии отношениям и связям с США всегда придавалось весьма большое значение. Основные тенденции и особенности итало-американских отношений в современную эпоху имеют глубокие исторические корни: они начали формироваться еще в послевоенный период, при активном содействии Соединенных Штатов. Как следствие этих процессов, на современном этапе Италия является одним из важнейших стратегических партнеров США не только в экономическом аспекте, но и в следующих внешнеполитических вопросах:
- безопасность средиземноморского региона;
- реализация совместной политики на Ближнем Востоке;
Несмотря на значительные изменения во внешнеполитической доктрине Америки, произошедшие в начале ХХI века, сотрудничество Вашингтона и Рима не стало менее тесным, хотя этого логично было бы ожидать [1]. Возможно, для более глубокого и всестороннего понимания сущности итало-американских отношений в данных аспектах и совместно проводимой двумя этими странами средиземноморской политики, следует детальнее проанализировать их связи в предыдущем десятилетии – 90-х гг.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что США и Италия сейчас являются одними из наиболее активных международных акторов. Занимаемые ими позиции сходны во многих вопросах, и внешнеполитическая активность этих стран имеет общую направленность, влияя на многие из процессов в современных международных отношениях и детерминируя дальнейшие пути их развития. При этом в указанный период истории международных отношений значительная доля дипломатических инициатив исходит именно от Италии, сфокусировавшей внимание международного сообщества на ряде общемировых (а не только общеевропейских) проблем. Особенно справедливо это по отношению к средиземноморскому региону, а именно – адриатическому, балканско-адриатическому и ближневосточному векторам, т.к. более широкая дефиниция понятия «Средиземноморье» включает в себя и Ближний Восток.
90-е гг. отмечены значительным усилением внешнеполитической активности Италии в т.н. «постбиполярный период» - т.е. по окончанию холодной войны, когда напряженность в отношениях США и СССР пошла на убыль, а проблема безопасности Средиземноморья вновь стало актуальной в силу усиления региональных противоречий [2]. Специфика итальянского внешнеполитического курса, итальянской доктрины (тогда еще не до конца сформированной и не столь гибкой) продиктована именно стремлением этой страны приобрести больший вес в международных делах – по крайней мере в региональном масштабе. Основная точка соприкосновения Соединенных Штатов и Италии на данном этапе – средиземноморские программы НАТО, в которых оба эти государства принимали весьма активное участие [2]. В частности, США всегда выступали одним из гарантов безопасности в регионе, и вследствие этого давали определенные политические и экономические преференции Италии, заинтересованной в стабильности и дальнейшей интеграции средиземноморских стран. Одна из первых стратегических концепций по данной проблеме была принята именно в Риме в 1991 г. [3]. Три ее постулата: диалог, сотрудничество и поддержание коллективной безопасности. Главным образом она касалась южного и юго-восточного векторов, а именно – Северной Африки и Аравийского полуострова. Следующей вехой в этом направлении стало присоединение Италии к т.н. «Барселонскому процессу» как логическому продолжению других средиземноморских инициатив Альянса [4]. За всем этим четко прослеживается ведущая роль Италии как державы, обладающей собственной независимой внешнеполитической стратегией; а США в ее схеме занимали далеко не последнюю (однако и не лидирующую) позицию. Таким образом, в формате НАТО Италия и США с начала 90-х поддерживали весьма тесное сотрудничество, основанное на обоюдных интересах в поддержании стабильности Средиземноморья и недопущении возможных конфликтов. В то же время итальянское правительство активно сотрудничало и с ЕС, стараясь подвигнуть как можно больше стран на реализацию средиземноморских инициатив. Так, в конце 90-х гг. Италия взяла на себя посреднические обязательства по урегулированию конфликта между Эфиопией и Эритреей в качестве полномочного представителя ЕС. Эта миссия увенчалась подписанием мирного соглашения между этими странами в июне 2000 г., что лишний раз доказало заинтересованность этой страны в сохранении мира в регионе и ее способность действовать как глобальный актор на мировой арене [5].
Еще одним поводом к увеличению активности Италии на международной арене и налаживанию связей с США послужил также очередной балканский кризис, разразившийся на обломках бывшей СФРЮ. Однако в его решении эта держава не принимала столь деятельного участия как в южном и восточном Средиземноморье, являясь скорее проводником коллективных решений ЕС и НАТО, нежели активным их инициатором [2]. Италия выступала как один из главных западных протагонистов в балканском вопросе, что в перспективе могло сделать ее одним из главных центров притяжения для стран Юго-Восточной Европы и значительно упрочить связи с балканскими государствами [5].
Дополнительный консолидирующий фактор для связей между этими двумя державами – особая глобальная и региональная роль США, которые не меньше Италии были обеспокоены ситуацией в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Америка, привыкшая в своих миротворческих стремлениях опираться на несколько гегемонистские основы, в Италии обрела стратегического партнера по двум упомянутым выше векторам своей внешней политики [2]. В начале 90-х гг. лишь эти две страны в полной мере столкнулись с необходимостью признания средиземноморского вопроса как одного из наиболее актуальных и ключевых в системе мировой безопасности. Италия взяла на себя немалую долю ответственности по поддержанию мира на Балканах и Ближнем Востоке. Позже потребность во всесторонней интеграции и мирном диалоге со странами Средиземноморья и Ближнего Востока осознают и другие государства – члены НАТО и ЕС. До тех же пор вся система комплексных подходов и мер контроля над сложившейся ситуацией не могла строиться иначе как на фундаменте итало-американского сотрудничества, к которому постепенно подключались другие государства – на основе уже названных программ и процессов, реализуемых Североатлантическим альянсом и Европейским Союзом.
Возможно, в свете последних изменений в международной ситуации на Ближнем Востоке и ее возможной дестабилизации итало-американские отношения в вопросах безопасности Средиземноморья и Ближнего Востока будут претерпевать значительные изменения. Действия Соединенных Штатов в регионе невыгодны Италии стратегически, хотя тактически она уже сейчас оказалась способна извлечь из них некоторую пользу для себя. Одновременно с этим Италия была и будет оставаться важным связующим звеном в евроатлантическом диалоге США и стран Европейского Союза – ее целью всегда был баланс и согласование интересов, это подтверждалось действиями как лево-, так и правоцентристских правительств [1]. С той лишь разницей, что кабинет Берлускони всегда отличался в большей степени проамериканской позицией, в то время как правительство Романо Проди стремилось развивать более тесные связи со странами ЕС в качестве региональных партнеров и потенциальных союзников в средиземноморской политике.
Таким образом, итало-американские отношения, начиная с 90-х гг. и до сегодняшнего дня, были и являются скорее партнерскими, т.к. ни одна из сторон объективно не обладала способностью диктовать свои условия. Ошибочно было бы утверждать, что итальянская внешняя политика того периода целиком и полностью проходила в фарватере средиземноморской и ближневосточной внешней политики США. Исторически сложилось так, что эти две державы имеют несколько важных точек соприкосновения в своей внешней политике, а потому они не могли не выработать прочных партнерских связей друг с другом. Но при этом итальянская внешнеполитическая концепция даже на этапах своего формирования – в начале 90-х гг. – была минимально зависима от США и обладала самостоятельным комплексом приоритетов. По окончанию холодной войны биполярность уступила место концепции «мира протагонистов», которую Италия взяла на вооружение уже в середине 90-х гг. Поэтому в силу ряда объективных причин ее внешнеполитическая деятельность более не осуществлялась целиком и полностью в фарватере США. Вашингтон перестал быть ультимативным партнером и союзником – акценты и приоритеты внешних связей сместились в сторону комплексного диалога со странами ЕС. Тем не менее, отношения с Соединенными Штатами для Рима являются достаточно важными: как в экономическом, так и в политическом смысле. Те позиции, на которых зиждется итальянская внешнеполитическая доктрина, не предполагают чрезмерно жесткой ориентации на своего заокеанского соседа. Тем не менее, в том, что касается проблемы средиземноморской безопасности, степень внешнеполитического взаимодействия с США в итальянской дипломатии остается весьма и весьма значительной.
Список использованных источников
5. Барабанов О.Н. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 10. – с. 82-89.
|