"ДИПКОРПУС" суспільно-політичний часопис
Форма входу
Календар новин
«  Березень 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Друзі сайту
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Загалом відповідей: 91
Розділи новин
Міжнародні відносини/Зовнішня політика України [41]
Політика [19]
Економіка [11]
Громадянське суспільство [22]
Державна/міжнародна безпека [9]
АНТИКРИЗА ! [3]
Геополітика [0]
Місцеве самоврядування [0]
Освіта [2]
Неділя, 28.04.2024, 16:14
Головна » 2010 » Березень » 25 » Проблемы и перспективы реализации внешней политики Украины.
Проблемы и перспективы реализации внешней политики Украины.
13:23

       Артамонов Сергей, легат Лиги политологов-международников "ДИПКОРПУС".

В последние пять лет внешняя политика Украины претерпела поражение практически на всех фронтах деятельности. В условиях прихода ко власти новых политических сил внутри страны, а также корректировкой геополитической стратегии США принципиально новой должна стать и роль Украины в международных отношениях. Как известно, основными документами, определяющими приоритеты внешней политики Украины, являются закон "Основные направления внешней политики Украины" (1993), "Концепция национальной безопасности Украины" (1997), закон «Об основах национальной безопасности Украины» (2003), Военная доктрина (2004) и утвержденная президентом Украины Стратегия национальной безопасности (2007). Согласно этим нормативно-правовым документам, к приоритетам внешней политики отнесены: 
• обеспечение полноправного участия Украины в общеевропейской и региональных системах коллективной безопасности;
• новая роль Украины в качестве регионального лидера; 
• обретение членства в ЕС и НАТО при сохранении добрососедских отношений с другими государствами, в том числе с Российской Федерацией; 
• задекларированы отношения стратегического партнерства с США, Европейским союзом (ЕС), Россией и Польшей;  
Результат известен — уровень обеспечения национальной безопасности Украины, эффективности защиты ее национальных интересов неуклонно снижается. Причем нельзя даже употребить стандартный литературный штамп "медленно, но неуклонно", ибо происходит это весьма быстро. 
Оранжевые события открыли невероятные внешнеполитические возможности. Новая концепция места и целей Украины в Европе и мире основывалась на уверенности, что мы, преодолев самое тяжелое испытание, теперь быстро проведем глубинные реформы и пойдем европейским путем, подтягивая за собою в ЕС и соседние страны. Какие это были времена, какие идеи. Но внешнюю политику творят не буквы и даже не слова. Отсутствие реформ и все усугубляющаяся внутренняя неразбериха, полнейшее бессилие, наконец бесконтрольность и бестолковость уверенно возобладали в нашей стране. 
Нетрудно заметить, что в последнюю пятилетку внешнеполитический курс Украины был четко ориентирован на Запад. Такой крен обусловил дестабилизацию внешней политики и предопределил те проблемы, о которых я остановлюсь ниже.
В отношениях с США наблюдалась ускоренная и односторонняя переориентация внешней политики Киева на Вашингтон и НАТО в ущерб сбалансированным отношениям со странами СНГ и основными торговыми партнерами Украины, в том числе со странами Азии (КНР, Иран и др.). 
 Во время рабочего визита президента В.Ющенко в США (4 апреля 2005 г.) было подписано совместное заявление "Повестка нового столетия для украинско-американского стратегического партнерства”. Украина рассматривалась в нем как один из ключевых участников в рамках концепции "продвижения свободы”, принятой администрацией Дж.Буша (2003 г.). 
Новый курс Украины предполагал содействие давлению на Россию, в том числе достижению ускоренного вывода российских военных баз с территории государств–участников СНГ, нейтрализации регионального политического и военно-политического влияния Москвы; размораживанию локальных конфликтов на Кавказе и, в конечном счете, ликвидации ориентированных на Россию политических режимов (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах). С приходом Барака Обамы на мой взгляд очевиден кризис в отношениях с США, поскольку Украина потеряла кредит поддержки со стороны своего главного наставника – США и сегодня не является приоритетной зоной в геополитических интересах администрации Обамы.
  После "оранжевой” революции Киев надеялся на ускоренное и с НАТО. Однако, вопреки ожиданиям, вместо "Плана действий по подготовке к членству в НАТО” (ПДПЧ), Украине был предложен лишь "Интенсифицированный диалог” относительно членства в Вильнюсе 21 апреля 2005 г.. Несмотря на то, что , по оценкам МИД Украины, уровень сотрудничества Украины с НАТО уже превосходит уровень ИД и больше соответствует уровню ПДПЧ, на Западе высказываются достаточно сдержанные оценки перспектив членства Украины в НАТО. На саммите в Бухаресте генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что членство в НАТО - вопрос решенный: "Украина не получила приглашения к ПДЧ. Резко против вступления в НАТО выступили Германия, Франция, Великобритания, Испания, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург., то есть влиятельнейшие страны ЕС.
Таким образом, перспектива вступления Украины в НАТО отошла далеко на задний план уже при В.Ющенко.
Что касается отношений с ЕС, попытки добиться от Европейской комиссии какой-то определённости по перспективам и срокам начала переговоров о вступлении Украины в ЕС закончились неудачей. Вместо сотрудничества на основе стратегий и программ, предшествующих членству, как это делалось в отношении всех стран, Украине был предложен косметический План действий в рамках Европейской политики соседства. Такой статус не предусматривает перспективы обретения членства в ЕС. В июне 2007 года в Люксембурге между Украиной и ЕС были подписаны Соглашения об упрощенном визовом режиме, однако Украина столкнулась с целым рядом проблем, как например, массовым отказом в выдаче виз без надлежащих объяснений и неуважительным отношением к гражданам Украины в посольствах и консульствах. В январе уже этого года состоялась встреча экс-министра иностранных дел Петра Порошенко с европейскими коллегами, посвященная отмене виз, по итогам которой Украина обязалась содержать нелегальных мигрантов на своей территории, а болезненный визовый вопрос так и остался нерешенным. За пять лет Украина не получила обещанного ассоциированного членства.
  Пожалуй, наиболее сложными за последние пять лет необходимо признать отношения с Россией. Несмотря на декларации о продолжении стратегического партнерства с Москвой и создание двусторонней Межгосударственной комиссии Ющенко – Путин, они существенно ухудшились. Сошло на нет формирование Единого экономического пространства (ЕЭП). Свертывались и другие проекты, включая создание украинско-российского газотранспортного консорциума. Три главные проблемы: Черноморский флот РФ, вопросы границ и развитие сотрудничества в энергетической сфере.
Кроме того, в отношениях между двумя государствами произошло множество политических трудностей:
• Майский бензиновый кризис 2005 года вызвал скачок цен и громкие политические скандалы.
• Так и остался неопределенным правовой статус острова Тузлы в ходе кризиса 2003 года.
• Обострилась риторика в отношении военно-морских баз РФ в Крыму. Требования Украины покинуть водные границы Украины в 2017 году встретили волну протеста РФ. 
• Украина не выразила четкой позиции по кризису 888. 
• Газовый кризис 2009 года. 19 дней в Украину не поступал газ. Пострадали европейские страны. Украина в первом квартале 2010 года покупает российский газ по 305 долл. за тысячу кубометров по сравнению с Белорусью - 168 долл. Переход на рыночную цену. В 2005 – 50 долларов.
• В обход Украины строятся "Северный поток" и "Южный поток", несмотря на предложения нового руководства Украины о создании газотранспортного консорциума. Украины теряет стратегическое преимущество энергетического транзитера. 
Дипломатический кризис 2009 Интернет-перепалка между Медведевым и Ющенко (на генетическом уровне). Украина жила без российского посла с июня прошлого года, когда ушел в отставку Виктор Черномырдин. 5 августа Дмитрий Медведев назначил Михаила Зурабова послом на Украине. Но уже 11 августа направил открытое послание Виктору Ющенко, в котором назвал политику Украины в годы его президентства отходом от принципов дружбы и партнерства с Россией и сообщил о решении пока не направлять нового посла. Только 18 января 2010 после 1 тура Зурабов приступил к своим обязательствам.
Приоритетом политики Украины на региональном уровне было членство в объединении ГУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), в котором она претендует на неформальное лидерство. Ухудшение отношений с Узбекистаном привело к его выходу из состава ГУУАМ. 
• ГУАМ и его новая, более активная роль должны, по замыслу Киева, более или менее воспроизводить опыт "Вышеградской группы” и Центральноевропейской зоны свободной торговли, которые способствовали интеграции Польши, Венгрии, Чехии и Словакии в ЕС. Однако, несмотря на декларации В.Ющенко и Ю.Тимошенко, власти не удалось достичь прогресса в вопросе о достройке нефтепровода "Одесса – Броды” до Плоцка, что ослабляет экономические мотивации в деятельности ГУАМ. 
• После президентских выборов в Белоруссии (19 марта 2006 г.) в центре Минска наряду с белорусскими оппозиционерами против результатов выборов и А.Лукашенко активно протестовали представители "оранжевых” сил Украины. Многие из них были задержаны на несколько дней, а затем высланы из страны. Это привело к сильному скандалу на межгосударственном уровне.
• Выдвинутая в конце марта 2005 г. украинско-грузинская инициатива по урегулированию ситуации в Киргизии не была поддержана лидерами переходной власти этой страны. Киргизия – до последнего не желала подписания договора с Украиной по ВТО.
• В марте 2006 г. украинские власти перекрыли таможенную границу с Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР), где проживает 80 % украинцев, выступив вместе с руководством Республики Молдова, и потребовав, чтобы все грузы, ввозимые на территорию Украины из ПМР имели печать молдавской таможни, что ни в какой мере не приемлемо для ПМР. Однако в последствие Украина вновь открыла границы.
• Румыния раздает свои паспорта гражданам Украины. Возобновление работ по расчистке Дунайского канала, неиспользование которого лишает Украину ежегодно десятков миллиардов евро, вызвало бурную реакцию Румынии, которая до сих пор была монополистом в дельте Дуная. Румыния претендует на присоединение бывших румынских территорий — Северной Буковины, Южной Бессарабии, острова Змеиный и округа Херца. 3 февраля 2009 г. Международный суд ООН в Гааге вынес вердикт в деле по делимитации черноморского континентального шельфа спорный участок шельфа к юго-востоку от острова Змеиный поделен в пропорции 2,1:1 в пользу Румынии.
• Поскольку РФ выкупила туркменский газ, который продает теперь по рыночной цене, Украина потеряла возможность получать более дешевый туркменский газ.
• Кроме того, совокупный внешний долг Украины (государственный и корпоративный) достигает 93,5% валового внутреннего продукта и достиг критической черты для стран с переходной экономикой. По самым оптимистичным подсчетам, Украина будет брать кредиты еще 10 лет.
• Европа выступила против героизации С. Бандеры. Это и все вышеперечисленное негативно ударило по имиджу Украины.
Таким образом, очевидно, что реализация внешнеполитических интересов Украины была откровенно неудачной и провальной. Диагноз поставили, теперь надо прописать лечение. Представляется необходимым:
• Стабилизация внутриполитической обстановки, и в этом ключе подчинение Президенту законодательной и исполнительной власти видится конструктивным решением на данном этапе;
• Заставить вертикаль власти работать на радикальное реформирование, определиться в системе быстротекущих геополитических вопросов, которые происходят в мире и в Европе
• Внешнюю политику связать с внутренней после пятилетнего разрыва;
• развитие равноправных взаимовыгодных отношений с Россией, Евросоюзом и США
• прописать и реализовывать геополитическую концепцию моста Украины между Востоком и Западом;
• твердо отвергнуть различные заменители к членству ЕС – Восточное партнерство, ассоциированное членство, политику добрососедства и т.п.
• в условиях неопределенности между Украиной и Россией, Украиной и США не стоит торопиться с вопросом внеблокового статуса Украины;
• отход от политики евроромантизма к европрагматизму;
• реальной гарантией безопасности может стать только полная и скорейшая интеграция Украины в ЕС или как минимум — в экономическое пространство ЕС;
• перезагрузка отношений с РФ;
• следует прекратить разговоры о референдуме относительно членства в НАТО или вступлении Украины в таможенный союз с Россией;
• готовиться к жесткому диалогу в области серьезных проблем с РФ;
• в отношении ЧФ РФ: или четкое соблюдение существующих договоренностей и выведение ЧФ из Севастополя в 2017 году, или пролонгация базирования на взаимовыгодных условиях, или создание на базе Черноморского флота международного центра борьбы с терроризмом, пиратством и т. д.


Категорія: Політика | Переглядів: 4241 | Додав: dipcorpus-info | Рейтинг: 4.5/2 |
Загалом коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz