Шварева Анна Владимировна Лига "ДИПКОРПУС", нач. отдела безопасности и трансатлантического сотрудничества (dipcorpus-mdgu@ukr.net), исполнительный редактор журнала "ДИПКОРПУС" Важным направлением реформирования сектора безопасности Украины является формирование демократической институциональной и правовой культуры его функционирования, весомым фактором которого является вопрос профессиональной этики. Согласно Рекомендации 1713 (2005) Парламентской Ассамблеи Совета Европы и решения Совета национальной безопасности и обороны Украины украинскими специалистами с привлечением иностранных экспертов на современном этапе прорабатывается проект Кодекса разведывательной этики. Предыстория данного вопроса обуславливается процессами глобализации и заключается в том, что необходимость регулирования поведения людей приводила к осознанию писанных и неписанных законов корпоративного поведения. Потребность в признании и соблюдении именно моральных норм, определяющих отношения человека к своему профессиональному долгу ( "Клятва Гиппократа", "Кодекс рыцарской чести" и др.) росла с развитием общественных отношений. Естественно, что с развитием демократических ценностей росла потребность внимания и к этическим нормам. Речь идет о гуманизации осуществления функций государственного управления, где начала формироваться так называемая, "этическая инфраструктура", особенно это касается систем уголовного правосудия. В целом же, следует отметить, что внедрение этической парадигмы государственного служения, призвано играть роль инструментария морально-правового регулирования, ориентируя общество о стандартах, на которые оно вправе ожидать от представителей управленческой бюрократии, судебной власти, военной организации, правоохранительных структур и др. Этическая проблематика в Украине. Теоретические основы и стандарты этики приобрели актуальность в Украине в условиях демократических преобразований. Свидетельством этого, например, является то, что в Законе Украины "О государственной службе" рядом с основными принципами отдельной статьей определяется "Этика поведения государственного служащего". Однако утверждение нравственных норм в Украине тормозится и это мы можем увидеть на примере функционирования правоохранительных органов, смещение с постов судей и др. высших чинов. Между тем, усилия по привнесения этических принципов в сферу отечественного государственного управления приобретают последовательности, находят свое отражение в проекте Закона о Кодексе добропорядочного поведения лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, в Концепции реформирования Службы безопасности Украины, в разработке проекта Кодекса разведывательной деятельности. Так, по сути в Кодексе должно отображаться синтез базовых (деонтологических) этических принципов государственного служащего (компетентность, ответственность, добросовестность, честность), военного (мужество, дисциплинированность, преданность Родине и служебному долгу), стража (профессионализм, четкая функциональность, неподкупность, открытость для общества), а главное - учитывать те особенности, которые присущи только разведывательной среде. Специфика разведывательной этики заключается в общепринятом в международной практике отношении к разведке ( "по умолчанию"), как вида деятельности, потенциально предусматривает нарушения международных норм и национальных законодательств стран, по которым направляется разведывательный интерес. Из-за этих и других обстоятельств осуществление разведывательных функций связано с множеством этических дилемм. Достаточно, например, отметить такой "рутинный" для разведчика морально-этический аспект поведения, даже вне службы, как легендирования. Легендирование - универсальное средство, позволяющее потянуть время, избежать встречи с неприятным человеком, оправдаться или даже создать впечатление суперзанятого специалиста. Но особая деликатность состоит в области прав и свобод человека, в сочетании достижения цели и уважения к личному достоинству человека.
Законодательное нормирование разведывательной деятельности обеспечивает лишь общие позиции. Разведка - это преимущественно творческий процесс, а к нему можно подходить по разному, и именно этические императивы могут настраивать разведчика к инициативе, креативного мышления, оперативного риска, самосовершенствования. Следует отметить, что корпоративная этика в разведке не имеет ничего общего с узко групповой моралью, которая защищает антисоциальные интересы. У профессионалов по разведке нет другого интереса, как служение государству и народу. Именно они составляют элитный корпус разведки, выступают законодателями и носителями корпоративной этики, патронируют новобранцев, привлекают их к основам профессионального мастерства. Вместе с тем, корпоративная культура отражает не только внутреннее, но и внешнее поведение разведчиков и сегодня требует определенного цивилизованного типа взаимоотношений с партнерами и оппонентами. Несмотря на то, что разведка всегда была в авангарде использования самых современных научно-технических технологий, именно консерватизм относят к ее определяющей характеристике. Это, в частности, касается ее традиционного арсенала, вроде подкупа, шантажа, кражи чужих секретов и т.д., даже убийства. Однако за последние десятилетия как в Украине, так и в мире в деятельности разведывательной сообщества обозначились ведущие тенденции новой этической концепции. Первая отражает общие процессы гармонизации с социальными ценностями, оставляя в прошлом литературный образ Джеймса Бонда, с его "правом на убийство". Вторая тенденция - исчезновение среди ведущих спецслужб мира врага или главного противника - обусловлена новой геополитической ситуацией в мире. Формирование этики разведывательного партнерства катализируется необходимостью сотрудничества в борьбе с новыми глобальными угрозами, прежде всего, международным терроризмом.
|