Румыния + Болгария = KEIN Шенген? Или почему ЕС заблокировал принятие Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону.
Политолог Александр Светлов, Университет Генриха Гейне, Дюссельдорф, Германия
Европейский Союз - это прежде всего идея-фантом «общего европейского дома», придерживающегося своих конкретных, в том числе языковых и образных, ритуалов. С практической стороны - это гомогенизация общего, европейского пространства и удаление барьеров для передвижения людей, товаров, финансовых потоков и услуг. Шенген, т.е. режим отсутствия паспортного контроля на границах, в этой связи является как образом свободной Европы и, конкретно для Болгарии и Румынии, принадлежностью к обще-, но в первую очередь западно-европейской цивилизации, так и практическим механизмом по сплочению столь разных стран-членов в одно единое целое. Для политиков в Болгарии и Румынии присоединение к общеевропейским структурам было делом международного престижа и внутриполитического рейтинга. Дав Брюсселю наперед многочисленные заверения устранить ещё существующие проблемы внутри стран, как-то: побороть организованную преступность, нелегальную миграцию, и т. д., правительства Румынии и Болгарии после вступления в 2007 году отчасти забыли свои обещания. Поэтому теперешние проблемы по вступлению в шенгенскую зону этих двух стран никого не удивляют, а некоторых, откровенно говоря, даже радуют. Импортировать чужие проблемы, тем более те, что могут быть эффективно решены при наличии политической воли руководства Болгарии и Румынии, страны «старой» Европы уже не в состоянии. Так, Франция и Италия недавно воочию столкнулись с последствиями «легальной» миграции румынских и болгарских ромов (цыган) непосредственно на своей территории, в результате чего были проведены многочисленные депортации. Неприятие полулегальной миграции местным населением и ухудшение криминогенной обстановки в странах относительно благополучной западной Европы все-таки вынудило правительства Франции и Италии прибегнуть к такого рода «не совсем европейским» мерам. Всё это говорит о том, что Брюссель в лице своих стран-членов переходит к политике реализма в отношении к своим «братьям меньшим» по Евросоюзу. Т.е., выражаясь фигурально, можно сказать об «украинизации» отношения Евросоюза к Румынии и Болгарии, которые, вступив в эту организацию, и всё еще придерживаясь риторики об общей Европе, систематически «адаптируют» рекомендации Евросоюза при процессе реализации у себя в стране буквально до неузнаваемости. Евросоюз поначалу, буквально десять лет назад, не был готов к расширению за пределы территории Польши, Чехии и Венгрии. Но в результате многочисленных переговоров и давления Евросоюз решил пойти навстречу и странам Балтии, и даже Румынии с Болгарией, в которых превалирует «советскость» быта, мышления, и «европейскость» по форме и по сути наличествует лишь отчасти.. Это говорит о половинчатости реформ, так до боли знакомой и обедневшему украинскому народу. Реалии зарплат и пенсий в Болгарии и Румынии также напоминают Украину. Но все же параллели с Украиной проводить не стоит, хотя подобный «евро-реализм» со стороны Брюсселя и других европейских столиц Украина чувствует на себе уже не первый год. Во-первых, Украина не является ни полным, ни даже ассоциированным членом Евросоюза, чем она не в лучшую сторону отличается даже от Турции, которая имеет ассоциированный статус с 1963-го года! Во-вторых, в то время как Болгария и Румыния, и даже Албания с Боснией-Герцеговиной, в которой уровень безработицы достигает 40%, все еще имеют кредит доверия со стороны стран-членов и не нуждаются в визах для поездок в Европейский Союз, Украина, традиционно представляемая на международной арене коррумпированной элитой всех мастей от Кравчука до Януковича, кредит доверия «с успехом» успела растерять.
|