Основные проблемы республики Молдовы связаны как раз с курсом развития страны, вернее с его отсутствием. Как известно, формально провозглашённый курс на Евроинтеграцию Молдовы не имеет абсолютной поддержки, как среди населения страны, так и среди политических партий, представляющих его интересы. Основными прозападно настроенными партиями являются либеральная и либерально-демократическая партии (последняя имеет значительный вес на политической арене Молдовы). Они тяготеют к Евросоюзу, сближению с Румынией и перспективе вступления Молдовы в НАТО. Либералы придерживаются националистических взглядов, стремясь включить ПМР в состав Республики Молдова. Демократическая партия, формирующая вместе с ЛП и ЛДП альянс «За европейскую интеграцию», придерживается более нейтральных позиций, пользуясь поддержкой определённых политических кругов России. Партия коммунистов считает Россию главным стратегическим партнёром для Молдовы, но в то же время признаёт Евроинтеграцию приоритетной задачей для Молдовы. ПКРМ являет собой эволюционировавшую коммунистическую партию, взгляды и приоритеты которой сильно расходятся с взглядами и приоритетами коммунистических партий СНГ. Примечательно, что ПКРМ единственная партия, находившаяся у власти после распада СССР продолжительное время, а также первая партия на постсоветском пространстве, вступившая в партию европейских левых.
Казалось бы, интересы всех политических сил Молдовы сводятся к Евроинтеграции и развитию Молдовы, но видение путей достижения данных целей у партий противоречит идеологии? Но политика партий не единственный фактор, который создаёт внутригосударственные проблемы. На это также влияет низкая заинтересованность граждан в политическом будущем своей страны и уверенность в невозможности повлиять на него, массовая эмиграция, Приднестровский конфликт, столкновение интересов государств западной и восточной Европы.
Успехи в экономике невозможны без поддержки всех слоев. А молодёжь, которая, стремясь в Европу, бросает страну (без которой туда попасть намного легче), оставляет не консолидированную элиту, которая крутит штурвал в разные стороны.
Потеря государственности не объединит Молдову (или как она потом будет называться) и не поднимет уровень жизни в ней. И без того небольшое государство, станет окраиной Румынии, жизненный уровень в которой не намного отличается от молдавского. Будет резкий всплеск эмиграции, как это произошло в 2004 году со странами Балтии. Этот сценарий для Молдовы однозначно не предвещает светлого будущего.
Началом кризиса власти в Молдове можно считать апрельские события 2009 года. Как раз в этот период обострились противоречия основных молдавских политических партий. 5 апреля 2009 года – победа в парламентских выборах коммунистической партии (60 мандатов из 101) привела к протестам, организованным оппозицией, которые переросли в бесконтрольные массовые беспорядки. Это событие послужило началом постепенного отхода от власти коммунистов, лидер которых занимал должность президента более 8 лет. На досрочных парламентских выборах 29 июля ПКРМ утратила большинство в парламенте, получив 48 мандатов, но имея возможность препятствовать избранию президента коалицией. Бескомпромиссность партий послужила причиной проведения новых досрочных парламентских выборов 28 ноября 2010 года, где коммунисты проиграли, получив 42 места в парламенте, но вновь получили возможность влиять на процедуру избрания президента (количество депутатов некоммунистической партии в парламенте составляло 59 из 61 необходимого для избрания президента).
Причиной кризиса власти является, в первую очередь, бескомпромиссность политических партий и их политических союзников в лицах влиятельных стран западной и восточной Европы. Следствия же очевидны и проявляются не только в политическом, а и в экономическом и социальном кризисах.
Да, возможно будут ещё позитивные последствия в будущем, но а пока, на начальном этапе, преобладают негативные экономические последствия, как всегда: снижение ВВП, повышение безработицы, рост цен и т.д. и т.п. Классическая схема. Ещё более сильное снижение интереса в политической жизни страны со стороны населения после нескольких безрезультатных выборов, неполноценная смена коммунистической партии правоцентристским альянсом, резкая смена в отношениях с другими странами, активизации радикальных элементов.
На данном этапе преодоление политического кризиса Молдовы кажется лишь далёкой перспективой. Полярность партий и отсутствие готовности к сотрудничеству друг с другом является главной причиной кризиса и нестабильности государства.
Определённым прорывом в процессе преодоления барьера между правящим АЕИ и оппозицией явились события 30 декабря 2010 года. Переговоры демпартии с коммунистами и участниками АЕИ стали первым шагом на пути поиска совместных путей преодоления политической безысходности. Хотя этот шаг неоднозначен, ведь его можно оценивать также как попытку поиска способов закрепления власти со стороны Мариана Лупу.
Ещё одним важным событием в политической жизни Молдовы стало поднятие ПКРМ вопроса о выдвижение на пост главы государства беспартийного кандидата. Коммунисты продемонстрировали общественности своё стремление к поиску компромисса с коалицией.
Такой сценарий развития политической жизни в Молдове мог бы стать одной из перспектив преодоления кризиса, однако он не находит поддержки в кругах демократической партии, которая посредством альянса связывает руки либеральным демократам и либералам, относящимся к предложению ПКРМ более нейтрально.
Какой мы увидим Молдову в этом году, и поставит ли рекорд по количеству досрочных парламентских выборов эта страна?
Можно предположить такие варианты разрешения кризиса: компромисс партий, продолжение борьбы, повышение явки избирателей на следующих выборах и, как следствие, изменение соотношения политических сил в парламенте (процент явки на выборах 28 ноября 2010 г. – около 61%), изменение минимального количества депутатских голосов для избрания президента (наст. 3/5) или изменение формы правления государства.
Мы рассмотрели причины и следствия политического кризиса в Республике Молдова, проанализировали политический курс страны, которому она следовала в прошлом и которому следует сейчас. Используя факты политической жизни Молдовы и тенденции развития событий вокруг выборов главы государства, мы рассмотрели наиболее вероятные варианты выхода из политического кризиса.
|