Известно, что социальное общество находится в процессе постоянного развития, соответственно меняются и методы осуществления политики, появляются новые инструменты воплощения интересов социальных групп. Конечно, процесс лоббирования интересов совсем не новый, но довольно распространенный в современном мире. И в последние время он все более активно используется в сфере межгосударственных отношений.
Следовательно, мы столкнулись с потребность урегулировать лоббирование интересов на законодательном уровне, чтоб этот инстумент использовался в справедливых целях, а не служил способом навязывания воли одних общественных групп другим без учета интересов всех сторон, тем более, что существуют профессиональные лоббисты и лоббистские объединения.
Поэтому я полностью поддерживаю предложение Комитета по экономическим вопросам и развитию Парламентской Ассамблеи Совета Европы о разработке Европейского кодекса примерного поведения в лобировании и высказываю надежду, что этот положительный опыт европейских стран, США и Канады будут перенимать представители других стран.
Ведь по сути, лоббирование осуществляет главный принцип демократического общества, когда власть в государстве принадлежит народу, а следовательно граждане имеют право принимать уастие в управлении государственными делами, выражая свою волю политикам и влияя на их действия. Поэтому хочу подчеркнуть, что важно в таком Кодексе предусматреть равенство в возможности влияния на политических деятелей и политические структуры разных социальных групп. Важное значение может иметь и свод так званых моральных принципов при осуществлении лоббистской деятельности. То есть в процессе реализации интересов одних общественных групп политики ни в коем случае своими действиями не должен наноситься вред интересам других граждан, а при наявности противостояния интересов всегда стремиться к компромису, с целью выработать наиболее оптимальные вариант для всех сторон. Подобный свод правил необходим для предупреждения так званого квазилоббирования, которое уведичивает риск возникновения коррупции и других преступлений в области государственного управления. Урегулировав лоббирование на законодательном уровне, будет упорядочен процесс достижения преимуществ для тех, кто прибегает к влиянию на политические структуры и политических деятелей с целью реализации своих интересов, и обеспечения благоприятных условий для восприятия обществом и отдельными общественными группами принятых государством законов. Современная форма лоббизма имеет цивилизованный характер и способствует так называемому влиянию «с низу» на управленческие структуры, обеспечивает движение информации от граждан к государственным деятелям и наоборот, поэтому вполне целесообразно закрепить все положительные стороны лоббизма в Европейском кодексе примерного поведения в лоббизме.
Горовецкая Юлия Сергеевна
Зам. директора Киевского территориального департамента Лиги "ДИПКОРПУС"
|