"ДИПКОРПУС" суспільно-політичний часопис
Форма входу
Календар новин
«  Червень 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Друзі сайту
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Загалом відповідей: 91
Розділи новин
Міжнародні відносини/Зовнішня політика України [41]
Політика [19]
Економіка [11]
Громадянське суспільство [22]
Державна/міжнародна безпека [9]
АНТИКРИЗА ! [3]
Геополітика [0]
Місцеве самоврядування [0]
Освіта [2]
Понеділок, 29.04.2024, 20:57
Головна » 2011 » Червень » 23 » Вертеба Я.Р.: Факторы развития российско-американских отношений: отличия и общее в интересах государств к проблемам мировой политики
Вертеба Я.Р.: Факторы развития российско-американских отношений: отличия и общее в интересах государств к проблемам мировой политики
20:32
Вертеба Яна Руслановна, Исполнительный секретарь Лиги политологов-международников "ДИПКОРПУС"ВЕРТЕБА Яна Русланівна, 
Исполнительный секретарь
Лиги политологов-международников "ДИПКОРПУС"

Внешняя политика Соединенных Штатов и Российской Федерации оказывают большое влияние на все международные процессы и политические структуры мира, возникающие международные конфликты становятся точкой соприкосновения интересов США и России, которые в свою очередь есть движущими факторами развития отношений двух государств. Расширение сфер сотрудничества являются важными с точки зрения национальных стратегических интересов Москвы и Вашингтона, они должны основываться на том, что объединяет две страны, а не концентрироваться на спорных, конфликтных и нерешенных вопросах в двусторонних отношениях. В данной работе автор затрагивает основные формы и виды сотрудничества, а также отличия в интересах государств к проблемам мировой политики, что является актуальным для рассмотрения российско-американских. Актуальность изучения предполагает реализацию следующих целей и задач: анализ основных приоритетных сфер, перспектив сотрудничества и анализ проблем и трудностей российско-американских отношений. Объектом выступают международные отношения в контексте факторов влияния на российско-американские отношения, а предметом конфликты в российско-американских отношениях как причины их развития и сотрудничества. Источниковая база по данному вопросу очень широка. Это обусловлено тем, что данная тематика интересна для научного исследования.
Взаимодействие и взаимовлияние внешней политики отдельных государств между собой и с важнейшими общемировыми процессами развиваются в системе международных отношений. Международная система очень быстро и интенсивно реагирует на все изменения, все переходы с одной стадии развития на другую сопровождаются системными кризисами. Спровоцировать открытый кризис в системе международных отношений может множество факторов: как внешние, так и внутренние. Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы. Политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения [1].
Рассмотрим международные конфликты и кризисы в контексте факторов влияния на современные российско-американские отношения.
Соединенные Штаты и Российская Федерация все больше в последние годы становились прямыми заложниками чужих проблем, чужих конфликтов, защитниками чужих интересов и целей на международной арене. Ввязываясь в не свои проблемы, защищая чужие интересы, но конфликтуя друг с другом, США и Россия только взаимно ослабляли сами себя, тратили энергию и деньги, время и свою репутацию, упускали возможности для обеспечения своих интересов и достижения своих целей. С обеих сторон допускались ошибки и просчеты, то одна, то другая сторона становилась в обиженную позу и немедленно занимала агрессивно-пассивную политику по отношению к заокеанскому партнеру и конкуренту. Из двусторонних американо-российских отношений стало уходить их главное содержание, а его место все больше занимали проблемы третьих стран и их конфликты [2].
Итак, в чем интересы двух держав совпадают? Одним из приоритетов внешней политики двух государств является обеспечение и устойчивое развитие взаимоотношений в конструктивном и предсказуемом русле, расширение сфер совпадения интересов, сужение зон разногласий на основе поиска компромиссов с учетом национальных интересов друг друга.
Во-первых, Соединенные Штаты осознают опасность потенциальной, гипотетической дезинтеграции Российской Федерации, прежде всего, с точки зрения угрозы распространения ядерного оружия и ракетных технологий. В случае ослабления России ситуация, безусловно, станет гораздо более опасной, чем в случае распада Советского Союза. Поэтому американцы объективно заинтересованы в стабилизации ситуации и на территории России, и на территории бывшего СССР в целом. В этом интересы США и России совпадают. Хотя, с другой стороны, Соединенные Штаты объективно не заинтересованы в сохранении за Россией роли серьезного конкурента в мировых делах.
Второе поле совпадения — это, безусловно, новые вызовы международной безопасности, в том числе и со стороны других государств, которые претендуют на повышение своего политического статуса в иерархии международных отношений. В условиях формирующегося мирового порядка, при отсутствии прямого конфликта интересов России и США, у них имеется общий интерес в сдерживании иных центров силы и недопущения появления новых сверхдержав.
Наконец, фундаментальной основой возможного позитивного взаимодействия между Россией и США является совместная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений, и, следовательно, в налаживании, в том числе и военно-силового управления процессами современного мира, в предотвращении и регулировании региональных конфликтов.
Можно также назвать и другие направления в плане совпадения интересов России и США: совместное противодействие транснациональному терроризму; укрепление стратегической стабильности в широком смысле слова; нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; контроль за распространением обычных вооружений и критичных технологий; поддержание региональной стабильности; совместную деятельность в борьбе с международными криминогенными структурами, включая наркомафию.
Теперь о том, где интересы не совпадают. Односторонние действия и стремление США закрепить роль лидера в различных регионах мира очень опасны для России. На постсоветском пространстве до недавнего времени были коренные противоречия, несовпадение интересов. Но сейчас Россия уходит с постсоветского пространства. Об этом говорит вся энергетическая политика. Переход на мировые цены говорит о том, что интересы на постсоветском пространстве не носят фундаментальный характер для России.
Американское присутствие в Центральной Азии выгодно для России. Оно носит здесь очень важный стабилизирующий характер, так как сама Россия не может справиться с теми конфликтами и нестабильностью, которые генерирует этот регион. Присутствие американских вооруженных сил в Ираке также выгодно. США нейтрализуют там силы транснационального терроризма, которые после выхода американцев из Ирака хлынут в Европу и в Россию. Расширение НАТО, размещение элементов американской ПРО в Центральной и Восточной Европе – это основные раздражителя российско-американских отношений, которые имеют оттенок явной политической провокации со стороны Соединенных Штатов и Запада в целом. Примерно то же можно сказать и относительно планируемого размещения элементов ПРО в Восточной Европе. По радару в Чехии решение не принято. Что касается десяти противоракет в Польше, то, для ядерного потенциала России это не существенно. На позиции США по косовской проблеме следует остановиться особо. Поспешив признать независимость Косово в нарушение принципа территориальной целостности государств и резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, США нанесли очередной сокрушительный удар по Вестфальской системе международных отношений и современному международному праву. Это может вызвать в Европе активизацию сепаратистских настроений в Испании, Франции, Великобритании, Бельгии, Румынии, на Кипре и т.д. со всеми вытекающими отсюда последствиями. США в данном случае преследуют свои сугубо прагматические цели. Позиция России по вопросу о Косово в целом была и остается достаточно последовательной и сдержанной. Россия всегда заявляла о необходимости решения косовской проблемы в строгом соответствии с принципами и нормами международного права, решениями СБ ООН по этому вопросу. Однако одно это противоречие вряд ли способно полностью блокировать все те области, в которых Россия и США может работать совместно [3].
Несомненно, что полное прекращение взаимодействия и взаимное отчуждение между двумя такими странами, как Россия и США, просто невозможны: слишком значительными представляются проблемы, с которыми сталкиваются Москва и Вашингтон и которые они не смогут решить друг без друга. Крайне маловероятны также конфронтация или союз, поскольку в обоих случаях сторонам придется затратить огромные силы и ресурсы либо на сближение друг с другом, либо на взаимное противоборство. А вот партнерство, напротив, не требует от Российской Федерации и Соединенных Штатов каких-то жертв в виде материальных затрат или отказа от внешнеполитических приоритетов. В настоящее время стратегическое партнерство, при котором обе стороны координируют свои действия лишь в строго определенных областях, сохраняя полную свободу во всех других вопросах своей внешнеполитической, внешнеэкономической и военной деятельности, является, так сказать, линией наименьшего сопротивления как для Москвы, так и для Вашингтона [4].
Перечень литературы:
1. Леся Угрин Міжнародні системи: проблеми стабільності: http://postua.info/ugryn.htm
2. США и Россия стали заложниками чужих проблем: http://n-zlobin.livejournal.com/21773.html
3. Российско-американские отношения: существуют ли они на самом деле?: http://www.wpec.ru/text/200803021403.htm
4. В.Батюк Российско-американские отношения сегодня: http://www.nasledie.ru/oboz/N03_96/3_05.HTM
Категорія: Міжнародні відносини/Зовнішня політика України | Переглядів: 1439 | Додав: dipcorpus-info | Рейтинг: 0.0/0 |
Загалом коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz